Время перемен: какие вызовы ждут бизнес после введения Закона о рекламе 2023
Закон о рекламе в интернете начал действовать еще в 2022 году. Что же изменилось с 1 сентября 2023 года? Теперь рекламу в сети необходимо обязательно маркировать, иначе можно получить крупный штраф – до 100 тысяч для физических лиц. О том, как вести себя бизнесу в новых условиях, рассказал Руслан Гильманов, эксперт по продвижению и развитию в соцсетях, основатель компании Blackgrizzly.
Закон о рекламе: что следует знать
Чтобы сделать рынок рекламы более прозрачным и подотчетным, получать информацию о рекламодателях и денежных потоках, был принят Закон о рекламе. По мнению разработчиков, применение закона позволит вывести доходы бизнеса из тени, повысить собираемость налогов.
«Реформа вступила в силу еще в 2022 году. Но только в текущем году за немаркированную рекламу ввели штрафы. Для юрлиц они могут достигать 500 тысяч рублей», – поясняет Руслан Гильманов, эксперт по продвижению.
Под рекламой понимаются не только собственно ролики, но и текстовые сообщения, баннеры, прямые эфиры и различные трансляции. В целом, сообщение рекламного характера можно внедрить в любой формат.
Закон не касается нативного показа продукта или услуги – без акцента на конкретном бренде.
Соцсети, которые входят в реестр, под строгим контролем
Материалы необходимо помечать следующим образом: указывать рекламодателя и уникальный идентификационный номер или токен. Затем данные о рекламе подаются в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР) Роскомнадзора.
«Маркировать нужно все объявления в ВК, ЯндексДзен, на YouTube. Полный список площадок можно посмотреть в реестре соцсетей. Кстати, туда же входит Telegram и TikTok, другие сети. А вот Instagram* и Facebook* в 2022 году из реестра были исключены», – говорит Руслан Гильманов, основатель компании Blackgrizzly.
Как обстоит дело с визуальной соцсетью
Известно, что доступ к визуальной социальной сети на территории России ограничен с 2022 года. Аудитория сети с этого момента снизилась, но многие продолжают пользоваться площадкой: создавать истории, смотреть короткие видео, обмениваться сообщениями.
Визуальная соцсеть по-прежнему интересна как пользователям, так и компаниям, крупным брендам. Необходимость заходить в Instagram* с помощью ВПН – это определенный маркер того, что человек выбирает контент осознанно. Он хочет находить что-то интересное, новое, уникальное.
В таких условиях бизнес продолжает развиваться и продвигать свои товары и услуги в визуальной сети. Как это делать легально, согласно новому Закону о рекламе?
Руслан Гильманов рассказывает, что в этом плане есть определенные противоречия. Летом 2023 года Федеральная антимонопольная служба (ФАС) в ответе на запрос заинтересованной аудитории отметила, что ведомство осуществляет контроль только за рекламой, которая распространяется на территории России. К рекламным материалам в визуальной соцсети это отношения не имеет. Соответственно, ведомство ее не контролирует.
Для бизнеса это может быть хорошей новостью: рекламные материалы в визуальной сети маркировать не нужно.
У Роскомнадзора (РНК) несколько другая позиция по этому вопросу, которую ведомство озвучило в письме президенту Ассоциации блогеров и агентств. Согласно ответу, рекламные материалы в Instagram* должны обязательно маркироваться. Каким образом это будет осуществляться, ведомство не разъясняет.
В случае возникновения претензий со стороны проверяющих органов материалы всегда можно скрыть или архивировать.
А вообще, бизнесу стоит продвигаться в сетях, где есть их аудитория. Это в полной мере относится и к визуальной сети.
*принадлежат Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена