Тренд на замещение
Эксперт рассказал о решениях и проблемах импортозамещения в строительстве
«Россия будет уничтожена». Такие заявления появились в западных сми ещё в августе 2015 года. Поводом для выступлений стал камамбер.
Европейские издания разместили фото бульдозеров, которые раздавили пухлые пакеты камамбера и персиков, предназначенных для импорта из стран, наложивших на Россию экономические санкции. С тех пор каждая отрасль российской экономики из года в год подвергалась возрастающему санкционному давлению.
Для строительного сектора это означало противодействие риску остановки проектов в рамках национальной стратегии развития, банкротства предприятий, миллионной безработицы, неисполнения обязательств перед дольщиками. Тем временем ориентированные на Запад экономисты утверждали, что импортозамещение в России — это фантом.
По мнению одного из ведущих отраслевых экспертов, вице-президента Национального объединения строителей Антона Мороза, сегодня есть основания говорить о том, что благодаря беспрецедентным мерам государственной поддержки удалось избежать негативного сценария. Более того, объёмы строительства продолжают расти. Но битва за замену ключевого импорта не обещает быть лёгкой. Профессионалы обсудили ситуацию на состоявшейся в Санкт-Петербурге стратегической сессии «Импортозамещение в строительной отрасли. Антикризисные меры и программы поддержки».
— Политика импортозамещения и локализации, проводимая в последние годы в нашей стране, и в частности, в строительном секторе, продемонстрировала серьезные достижения, — комментирует Антон Мороз. — Потребности строительного рынка в значительной степени удовлетворяются. Второй год для жилищного строительства становится рекордным, С января по сентябрь введено более 79 миллионов квадратных метров. Во многом этот темп поддерживается благодаря российским производителям строительных материалов и компонентов. Есть положительная динамика по статистике импортозамещения, даже по сравнению с ситуацией, с которой пришлось столкнуться буквально год назад. В то же время цифры свидетельствуют о большой предстоящей работе.
Как рассказал Антон Мороз, самая высокая зависимость от импорта остаётся в строительной технике (35-50%), в том числе доля импортных автокранов грузоподъёмностью 25-90 т — 40%, погрузчиков 90%, экскаваторов 80%. А вот импортных автосамосвалов в строительстве у нас 10%, остальные 90% свои российские.
По словам экономиста, ситуацию можно рассматривать как особые условия для тех российских производителей строительной техники, которые смогут оценить перспективы образовавшейся ниши и диверсифицировать производство. При этом конкуренция на старте будет представлена, в основном, китайскими поставщиками.
В основе решения задачи обеспечения независимости строительного сектора от импорта Антон Мороз видит конкретные меры поддержки производителя.
— Необходимый фундамент для развития отечественного производства в существующих нишах нашего строительного рынка создадут налоговые льготы при инвестировании в проекты по импортозамещению, субсидирование строительства производственной инфраструктуры, предоставление преимуществ для доступа к недрам, — говорит эксперт.—
Такая государственная поддержка будет способствовать появлению новых отечественных игроков на крупном внутреннем рынке, обеспечивающем потребности строительства, создавая на нём необходимую для саморегулирования цен конкуренцию.
Российский тренд на замещение ввозимой с Запада техники и материалов задан, причём в непростых условиях текущего года. Его развитие позволит достичь стратегических целей импортонезависимости, — считает Антон Мороз.